Наговицына Светлана Петровна, учитель-дефектолог

Конспект лексико – грамматического занятия на тему «Семья».

Цели:

v закреплять знания детей о семье, ролевых отношениях в семье, обязанностях членов семьи;

v упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

v упражнять в подборе существительных к прилагательным; прилагательных к существительным;

v закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;

v упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;

v закреплять умение составлять сложные предложения и предложения с несклоняемыми существительными;

v упражнять в составлении рассказов по схемам;

v активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов;

v учить замечать ошибки в чужой речи и исправлять их;

v развивать психические процессы;

v воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: кукла, мяч, сюжетные и предметные картинки, карточки-схемы.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

 Сядет тот, кто назовёт ласково: мама, папа, бабушка, дед, сын, дочь, внук, внучка.

2. ­– Ребята, к нам в гости пришла Оля и принесла фотографию своей семьи.

Назовите, кто на ней изображён?

Как назвать их одним словом?

Олина семья большая, крепкая, дружная, весёлая, гостеприимная. Какая семья у Оли?

3. Игра «Закончи предложение».

Оля говорит, что её папа добрый, а мама ещё добрее.

Мама ласковая, а бабушка ещё … (ласковее).

Мама высокая, а папа ещё … (выше).

Брат сильный, а папа ещё … (сильнее).

Дедушка хороший, а бабушка … (лучше).

4. Игра – загадка «Назови, чей?»

Оля придумала для вас загадки. Отгадайте их.

Синий, тёплый, шерстяной. – Платок. – Платок бабушки – чей платок? – Бабушкин платок.

Зелёное, шёлковое, кружевное. – Платье. – Платье сестры – чьё платье? – Сестрино платье.

Синяя, джинсовая, яркая. – Кепка. – Кепка сына – чья кепка? – сынова кепка.

Красивые, кожаные, синие. – Туфли. – Туфли мамы – чьи туфли? – Мамины туфли.

Зелёная, клетчатая, ситцевая. – Рубашка. – Рубашка папы – чья рубашка? – Папина рубашка.

5. Игра «Придумай предложение».

Составление предложений с опорой на предметные картинки: пианино, кино, пальто, радио, метро.

Дочка играет на пианино.

В субботу мы пойдём в кино.

Мама на работу ходит в пальто.

Папа слушает радио.

Мы катались на метро.

6. Игра «Подбери слово» (с мячом).

Оля приготовила для нас слова «добрый», «добрая», «добрые».

О ком можно сказать «добрый»? (добрый папа, добрый дедушка, добрый сын, добрый брат).

О ком можно сказать «добрая»? (добрая мама, добрая бабушка, добрая дочь, добрая сестра, добрая внучка).

О ком можно сказать «добрые»? (добрые родители, добрые дети, добрые внуки, добрые сыновья, добрые сёстры).

Какие ещё хорошие слова вы можете сказать о маме? (весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, добрая, нежная).

О дедушке?

7. Физминутка.

Раз, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка, мой щегол,

сверчок и я

Вот и вся моя семья!

8. Игра «Исправь ошибки».

Оля придумала предложения, но допустила в них ошибки. Исправьте их и скажите правильно.

Бабушка вяжет носоки. (носки)

Девочка играет на пианине. (пианино)

Мама стирает грязная (грязные) брюки.

Папа читает интересный (интересную) газету.

Родители слушают концерт по радиву (радио).

Оля рисует карандашем (карандашом).

Дедушка смотрит телевизер (телевизор).

9. Игра «Один начинает – другой продолжает».

Я сейчас назову предложение о семье, а вам нужно будет его продолжить.

Мама варит суп, а бабушка …

Папа смотрит телевизор, а сын …

Бабушка вяжет носки, а дедушка …

Брат делает уроки, а сестра …

Мама моет посуду, а дочка …

10. Составление рассказов о своей семье с использованием карточек – схем.

11. Итог.

У вас получились очень интересные рассказы. Оле очень понравились.

Вечером вся семья куклы собирается за столом пить чай. Подберите родственные слова к слову «чай» (чай – чайник – чайничек – чайный – чаёвничать – чаепитие ).

Как сказать одним словом «чай пить»? (чаепитие). Мы сейчас тоже будем пить чай.

Дети пьют чай, обсуждают занятие.

14 ноября 2018 в 23:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.