Наговицына Светлана Петровна, учитель-дефектолог
Рекомендации родителям по организации обучения детей чтению в домашних условиях.У истоков чтения. Чтение – это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребёнка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. В домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить и говорить. Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия: · подавайте пример детям, читая книги, газеты, журналы; · дома у ребёнка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр; · обстановка дома должна быть спокойной; во время занятий с детьми нужно быть терпеливыми; · надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки; · при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка; · используйте любую возможность для общения с ребёнком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всём остальном; · для содержательного общения с ребёнком устраивайте экскурсии, прогулки, выходы в театр, музей, цирк. При этом обсуждайте увиденное, это способствует развитию речевого общения; · способствуйте речевому творчеству ребёнка, записывайте сочинённые им рассказы, сказки, истории, стихи; · приобретите для ребёнка азбуку, кубики с буквами, кассу букв.
Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях. В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например, м, следует научить его слышать звук [ м] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук. К примеру, звук [ м] произносится отрывисто: м! И букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае не эм! Говоря эм, произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство дезориентирует детей. При обучении ребёнка чтению, не смешивайте понятия звук и буква. Вторая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребёнок сначала называет буквы слога: м! а! – и только после этого читает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ммма. (Одновременно переводя указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы, а прочёл слитно буквы слога.
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа». Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными «конструкторами» и «строителями». Чтобы ребёнку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приёмы. · Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует предметы, в названиях которых первая буква для него трудная. · Лепка ребёнком буквы из пластилина. · Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым. · «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. · Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребёнок. Это запоминается им лучше. · Обводка ребёнком букв, написанных взрослым. · Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым. · Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. 14 ноября 2018 в 23:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.