Наговицына Светлана Петровна, учитель-дефектолог

Консультации для родителей

 

 

 

Консультация для родителей

на тему

«Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения».

 

 

 

Дефектолог

Наговицына С. П.

МБ ДОУ д/с «112

«Лисичка»

 Брянск 2018 г.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должными быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения могут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Разное звучание гласных и согласных звуков зависит от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба. Благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке. Точность, сила и дифференцированность этих движений не проявляется у ребёнка сразу. Она вырабатывается постепенно, в процессе речевой деятельности.

Чтобы помочь ребёнку выработать эти движения, нужно проводить артикуляционную гимнастику, которая помогает скорее сформировать артикуляционную базу, т.е. положения и систему движений органов речи при произнесении звуков речи. При произнесении различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны и работа их координирована, должна быть достаточно развита «переключаемость» органов артикуляции. Поэтому важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. В случае, если ребёнок занимается с мамой, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой – это привлечёт внимание ребёнка. Для  того, чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 2 – 3 раза в день. Продолжительность её – 10 – 15 минут, причём среди выполняемых упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. В случае, если ребёнок выполняет какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Как уже говорилось, артикуляционную гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом. Это даёт ребёнку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно – головными упражнениями. Упражнения должны быть понятны и доступны ребёнку.

Упражнения артикуляционной гимнастики развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, т.е. помогут ребёнку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произношения звуков.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения нужно выполнять медленно, перед зеркалом, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Н: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

- Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, нужно обратиться к логопеду.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

1. Каждое движение выполнять перед зеркалом.

2. Движения выполнять неторопливо, ритмично, чётко.

3. Чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).

4. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы ребёнок от неё не уставал.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей успешного обучения ребёнка

в школе.

14 ноября 2018 в 23:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.